ИНФОРМАЦИЯ
О безопасности дорожного движения, содержании и обслуживании дорог и дорожно-транспортной инфраструктуры, профилактике дорожного травматизма
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной решением Всебелорусского народного собрания Республики Беларусь от 25.04.2024 №5, основными национальными интересами в демографической и социальной сфере определены снижение смертности и обеспечение безопасной жизнедеятельности населения.
В соответствии с преамбулой Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 №2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышения качества обеспечения жизнедеятельности населения» одной из основных задач государства является повышение качества жизни людей, основной из целей органов государственной власти — проведение политики и реализация таких проектов, которые, в том числе, обеспечивали бы нормальную жизнедеятельность населения.
Эти положения равным образом распространяются и на право граждан на безопасные условия дорожного движения.
Состояние аварийности на территории г. Минска
Установлено, что в 2024 году на территории г. Минска в сравнении с 2023 годом отмечен рост количества дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) с пострадавшими на 12,1% (с 570 до 639).
Как следствие, на 15,9 % (с 598 до 693) возросло количество раненых в результате ДТП граждан, при этом снизилось число погибших на 37,5% (с 24 до 15).
Дорожные происшествия с летальным исходом произошли в результате наезда на пешехода (10), наезда на пользователя средств персональной мобильности (далее – СПМ) (1), столкновений между транспортными средствами (2), наезда на препятствие (2). В результате ДТП погибло 11 пешеходов и 4 водителя.
Рост количества ДТП с пострадавшими отмечен во всех районах г. Минска кроме Партизанского и Центрального районов.
Наибольшее количество погибших в результате ДТП имело место в Ленинском (+150%, рост с 2 до 5) и Первомайском (+200%, с 1 до 3) районе г. Минска.
В Заводском и Советском районах г. Минска в 2024 году фактов гибели в ДТП не имелось, в остальных районах отмечено снижение количества погибших.
Рост количества лиц, получивших телесные повреждения, зафиксирован практически во всех районах г. Минска (в Заводском (+41,1%, с 73 до 103), Московском (+7,4%, с 54 до 58), Октябрьском (+18,2%, с 44 до 52), Первомайском (+23,8%, с 84 до 104), Советском (+27,7 %, с 47 до 60), Фрунзенском (+13,9%, со 115 до 131), Центральном (+16,2%, с 74 до 86)), за исключением Ленинского (- 9%, с 67 до 61) и Партизанского (- 3%, с 40 до 38).
Количество ДТП с участием детей в сравнении с 2023 годом не изменилось (68), гибели детей вследствие ДТП не допущено, число травмированных детей возросло незначительно (+1,4%, с 70 до 71).
Основными причинами совершения ДТП анализируемой категории на территории г.Минска в 2024 году явились: нарушения правил проезда пешеходных переходов (177 случаев, погиб 1, ранен 181) и перекрестков (63 факта, в результате которых погибло 2, ранено 68), нарушение правил маневрирования (59 случаев, ранено 67), несоблюдение водителями дистанции (51 случай, ранено 67), переход проезжей части в неустановленном месте (26 случаев, погибло 7, ранено 19) либо на запрещающий сигнал (19 случаев, погиб 1, ранено 18), неподчинения участников дорожного движения сигналам и дорожным знакам (26 случаев, ранено 28), нетрезвое состояние пешеходов (23 случая, погибло 5, т.е. практически половина от числа всех погибших пешеходов, ранено 18), управление транспортным средством в утомленном состоянии (18 случаев, погибло 2, ранено 26), а также в состоянии опьянения (12 случаев, погиб 1, ранено 13).
Следует отметить, что количество совершенных ДТП в результате управления транспортными средствами в состоянии опьянения снизилось на 20% (с 15 до 12), снизилось на 66,7% (с 3 до 1) количество погибших по указанной причине граждан, число травмированных осталось на прежнем уровне (13).
На 14,7% (со 184 до 211) увеличилось количество ДТП вследствие наездов на пешеходов, в том числе на 23,6% (со 127 до 157) — по вине водителей. В результате количество раненых в таких ДТП увеличилось на 17,3% (со 184 до 211) при снижении количества погибших – на 28,6% (с 14 до 10).
За 3 месяца 2025 г. на территории г. Минска в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 7,6% (со 119 до 128) отмечается рост количества ДТП с пострадавшими и рост на 900 % (с 1 до 10) количества погибших в результате ДТП лиц. Число раненых снизилось на 10,2 % (со 137 до 123). В результате ДТП погибло 7 пешеходов, 2 водителя и 1 пассажир.
Половина (65 из 128) ДТП связаны с наездом на пешехода, 6 (1) из которых погибли, 13 (13) ДТП произошли по причине столкновения на перекрестке. На нерегулируемом пешеходном переходе произошло 26 (11) ДТП, вследствие которых погибли 3 (0) человека.
Рост количества ДТП с пострадавшими отмечен в Заводском (+16,2%, с 18 до 21), Московском (+70%, с 10 до 17), Октябрьском (+42,9%, с 7 до 10) и Фрунзенском районах г. Минска (+123%, с 13 до 29).
Наибольшее количество погибших в результате ДТП имело место в Заводском районе г. Минска (4), Фрунзенском (3). В Московском, Партизанском и Центральном районах г. Минска количество погибших вследствие ДТП граждан увеличилось с 0 до 1.
В названный период количество ДТП с участием детей уменьшилось на 9,1% (с 11 до 10), на 25% (с 12 до 9) снизилось число травмированных детей, имеет место 1 (0) факт гибели ребенка.
Основными причинами совершения ДТП на территории г. Минска за 3 месяца 2025 года являются: нарушения правил проезда пешеходных переходов (37 случаев, погибло 4, ранено 34) и перекрестков (10 случаев, ранено 10), нарушение правил маневрирования (16 случаев, ранено 17), неправильный выбор скорости водителями (12 случаев, погиб 1, ранено 12), несоблюдение дистанции (8 случаев, погиб 1, ранено 9), переход проезжей части в неустановленном месте (5 случаев, погибло 2, ранено 3) либо на запрещающий сигнал (3 случая, погиб 1, ранено 2).
Отмечается незначительное увеличение количества ДТП по вине нетрезвых водителей (с 1 до 2), в результате которых ранено 2 человека.
Зафиксирован на 44,4% (с 45 до 65) рост количества ДТП вследствие наездов на пешеходов, количество травмированных по указанной причине граждан увеличилось на 38,6% (с 44 до 61), погибших – на 500% (с 1 до 6).
В анализируемом периоде не зарегистрировано ДТП с погибшими либо ранеными, произошедших по причине некачественного состояния автодорог, несвоевременного принятия мер по проведению ремонтно-восстановительных и иных работ.
Количество ДТП, имевших место с участием водителей операторов такси, сервисов «каршеринга», водителей одноколейных транспортных средств и иных СПМ приведено в таблице:
ДТП с участием водителей |
2023 год |
2024 год |
1 кв. 2024 г. |
1 кв. 2025 г. |
||||||||
Д Т П |
погиб |
ранен |
Д Т П |
погиб |
ранен |
Д Т П |
погиб |
ранен |
Д Т П |
погиб |
ранен |
|
такси |
30 |
0 |
33 |
42 |
0 |
49 |
11 |
0 |
13 |
12 |
0 |
12 |
каршеринг |
13 |
0 |
14 |
11 |
0 |
12 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
мотоциклы и мопеды |
65 |
6 |
61 |
60 |
1 |
65 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
велосипеды |
59 |
0 |
59 |
51 |
0 |
52 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
средства персональной мобильности |
20 |
0 |
21 |
50 |
1 |
23 |
2 |
0 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Соблюдение требований законодательства о профилактике дорожного травматизма
Проведенный органами прокуратуры города Минска анализ показал, что дорожно-транспортная обстановка на территории столицы, в том числе в связи с ростом числа погибших граждан по-прежнему остается напряженной и требует более активной и эффективной работы заинтересованных субъектов профилактики.
Наряду со значительной работой, проведенной государственными органами и организациями по стабилизации дорожной обстановки
в анализируемой сфере выявлены недостатки и недоработки при решении задач, направленных на профилактику дорожного травматизма.
Мероприятия по обеспечению безопасности участников дорожного движения, предотвращения гибели и травмирования граждан вследствие ДТП реализуются местными органами власти и иными субъектами профилактики в рамках выполнения комплексных планов по профилактике правонарушений в г. Минске и основанных на них планов (программ) администраций районов г. Минска.
Утвержденная решением Минского городского Совета депутатов Концепция развития транспортной системы и повышения безопасности дорожного движения в городе Минска «Добрая дорога» на 2021-2025 годы включает в себя мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. С учетом внесенного в 2022 году в Мингорисполком представления, а также в целях исключения дублирования мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в различных планах, актах и программах Мингорисполкомом принято решение об упразднении годового плана мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в рамках Концепции «Добрая дорога» и реализации предусмотренных в ней мероприятий в Программах по благоустройству районов г. Минска.